Ответственный за БДД в школе. Как избежать штрафа

Константин ЗворыгинМАСТЕР-КЛАСС16 Комментарии

рубрика МАСТЕР-КЛАСС
Мастер-класс на конкретный пример: обеспечение БДД в школе. Отвечаю на вопросы и разбираю конкретный случай на тему ответственный за БДД в школе, как избежать штрафа в 100 тысяч рублей.

- директор ООО «Транспортный консалтинг» Константин Зворыгин

Ссылки на нормативные документы, можно посмотреть во вкладке «ЗАКОНЫ»
Приветствую Вас, с вами Константин Зворыгин, директор и основатель компании ООО «Транспортный консалтинг». В этом сообщении я проведу Мастер-класс на тему: как обеспечивать БДД в школе. Но обсуждать я буду не общие вопросы или нормативную базу, а конкретный пример на основе конкретных вопросов, которые мне были заданы представителем школы.

От себя скажу, что большинство школ, которые перевозят учащихся на специальном автобусе, не считают себя «перевозчиками». Также очень многие считают, что им достаточно механика, который просто подписывает путевые листы. Директор даже не подозревает, что нужен специалист ответственный за БДД в школе. Тот самый специалист ответственный за безопасность дорожного движения о котором идет речь в Приказе Минтранса №287.

Напоминание
Но, прежде чем приступить к мастер-классу напоминаю, что обучить сотрудника на специалиста ответственного за Безопасность Дорожного Движения для школы можно дистанционно у нас: Подробнее ЗДЕСЬ.

Вопрос №1. Вот такое БДД в школе


Здравствуйте, наша школа имеет автобус и осуществляет на нем подвоз детей в школу. Распространяются ли на нас требования приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287, о необходимости у лица, ответственного за безопасность ДД, диплома о дополнительном образовании и аттестации, с учетом пункта 2 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177? Проверяющий УГАДН наложил на нас штраф в размере 100 тыс. рублей по ч. 1 ст.12.31.1 КоАП РФ в связи с отсутствием диплома

В классическом понимании «перевозчик» на основе договора за услуги перевозки получает оплату. В случае со школой мы видим, что обучающиеся (ученики) деньги за перевозку не платят. Их перевозят бесплатно на транспортном средстве, которым владеет школа.

Это делается в случае если обучающиеся живут в одном поселении, а школа в другом.

И это прямо написано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», цитирую пункт 2 статьи 40:

…Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций

И школа думает, что раз деньги с пассажиров не берут, то коммерческих целей не преследуют, а значит и перевозочной деятельностью не занимаются.

Но это не так. Давайте разберемся.

В данном случае перевозка для обучающихся бесплатная. Но за них платит учредитель образовательного учреждения.

Это ключевой момент!

Согласно того же Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.

Давайте теперь обратимся к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

И процитируем Статью 2. Основные понятия:

…21) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
22) фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов…

Обращаю внимание: Учредитель Школы (орган местного самоуправления) является юридическим лицом. Чтобы не быть голословным, это написано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

И если вы сомневаетесь, что Ученик (обучающийся) является пассажиром, то достаточно заглянуть в Устав автомобильного транспорта, цитирую Статью 2. Основные понятия:

…12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства…

То есть все встало на свои места в рамках Устава автомобильного транспорта:

  • Школа – Фрахтовщик и Перевозчик;
  • Учредитель школы (орган местного самоуправления) – Фрахтователь;
  • Ученик – Пассажир.

ИТОГ: Если школы (образовательные организации) владеют транспортным средством на праве собственности или аренды и перевозят учеников по заказу учредителей этих образовательных организаций, то Школа занимается перевозочной деятельностью и к ней, как к юридическому лицу, предъявляются дополнительные требования в виде пункта 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»:

квалификационные требования к специалистам в рамках Приказа Минтранса №287;
требования аттестации в рамках Приказа Минтранса №13/11


Вопрос №2. Ответственный БДД в школе


Директор имеет удостоверение профессиональной компетентности по программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», полученное в 2013 году, удостоверение в том, что он прошел обучение по безопасности дорожного движения в 2013 году и удостоверение в том, что он прошел аттестацию в комиссии УГАДН и соответствует занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в 2014 г. Аттестация действительна в течение пяти лет. Директору все равно нужно получать диплом о допобразовании и проходить аттестацию?

У вас должно сложиться правильное понимание. Многие думают, что если в таком случае аттестация еще действует, то можно успокоиться и не обучаться.

Нет!

Ответ содержится в КОАП РФ.
Цитирую:
Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов
…1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей…

Заметьте. Здесь нет ни слова об аттестации.

А слова «квалификационные требования» отсылают нас к требованиям Приказа Минтранса №287.

То есть административная ответственность наступает тогда, когда были нарушены квалификационные требования (требования Приказа Минтранса №287), а не Положение об аттестации (требования Приказа Минтранса №13/11).

Давайте обратимся к Приказу Минтранса №287, цитирую 16.3:
…К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»*(7), И прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, И прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность…

То есть составом административного правонарушения является:

либо отсутствие аттестации;
либо отсутствие диплома (дипломов);
либо отсутствие и того и другого одновременно.

ИТОГ: У директора явно просматривается состав административного правонарушения по Статье 12.31.1 пункт 1. То есть квалификационные требования выполнены на половину (есть аттестация, но нет диплома). Это значит, что как специалисту ответственному за обеспечение БДД, директору необходимо немедленно получить диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. А в 2018 году пройти очередную аттестацию.


Вопрос №3. Ответственный за безопасность дорожного движения в школе


Хотелось бы уточнить один момент, если в штатном расписании нет профессии специалист ответственный за безопасность дорожного движения в школе и директор возложил приказом эти обязанности на себя или оставил ответственность за собой, в должностную инструкцию эти обязанности не включены, попадает ли директор школы под действие 287 приказа, и можно ли прописать эти обязанности в приказе, а не в должностной инструкции директора?

Не правильно думать, что если в должностной инструкции директора нет обязанностей по обеспечению БДД, то значит он не является ответственным.

Повторюсь (я об этом говорил много раз). Требования по обеспечению БДД, согласно ФЗ-196 «О БДД», предъявляются к юридическому лицу.

А представляет юридическое лицо, согласно Устава организации, его руководитель. То есть по умолчанию, в нашем случае со Школой, требования предъявляется к Директору Школы, он и будет ответственным. И будет ответственным до тех пор, пока не примет решение делегировать свои полномочия конкретному квалифицированному сотруднику.

Но в нашем случае, директор решил назначить ответственным за обеспечение БДД в школе самого себя.

И прописанные обязанности как специалиста по БДД должны быть прописаны в первую очередь именно в должностной инструкции и уже во вторую очередь функции могут быть продублированы в Приказе о назначении ответственного за БДД в школе.

Почему это важно.

Потому что любой работник, включая директора, должен выполнять свои обязанности согласно должностной инструкции. Именно она привязана к Трудовому договору.

Для понимания простой пример: слесарь по своей должностной инструкции не может выполнить Приказ выточить деталь на токарном станке, потому что это обязанности токаря, а не слесаря.

В этом случае для правильного документального оформления и закрепления этих функций можно пойти двумя способами:

  1. Директор вносит в свою должностную инструкцию к основным обязанностям дополнительные обязанности (специалиста по БДД) и Приказом назначает себя ответственным по обеспечению БДД в школе.
  2. (А лучше сделать вот так) Создается отдельная штатная единица с отдельной должностной инструкцией ответственного за БДД в школе (в ней прописаны обязанности специалиста по БДД). Директор соглашается работать по совмещению на полставки (например). То есть директор ознакомится с должностной инструкцией специалиста, а кадры оформят совмещение. И назначает себя Приказом ответственным по БДД.
Это был мастер-класс:
Разобран конкретный пример на конкретные вопросы, заданные по теме «образовательное учреждение». Ситуаций и разных вариантов на одну и ту же тему всегда достаточно много. Поэтому за кадром могут остаться другие вопросы. Например, за кадром остался вопрос: «А кто же будет «контролером» в этой школе?» Мне его в рамках этого собеседования так и не задали.

Ну это уже тема другого мастер класса.

Нормативные документы, используемые в видео-сообщении:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Приказ Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Константин ЗворыгинОтветственный за БДД в школе. Как избежать штрафа
Если вам понрвилась статья, расскажите о ней друзьям:

16 Comments on “Ответственный за БДД в школе. Как избежать штрафа”

  1. Ирина

    Константин, добрый день и огромное спасибо за ваши четкие, грамотные, а главное , профессиональные разъяснения. Читаю не первый раз ваши статьи и всегда с огромным удовольствием. Человеческое вам Спасибо!
    Есть вопрос: Будет ли действовать с 1 июня 2017 года запрет на управление транспортным средством без российских прав. То есть водители-иностранцы не смогут ездить со своими национальными правами. В нашей компании таких сотрудников, к сожалению, большинство. Есть ли у вас какая-то информация по данному вопросу.
    Заранее спасибо.
    С уважением, Ирина.

    1. Константин Зворыгин

      Спасибо за теплые слова.

      Я думаю, что будет. ГИБДД начнет методично работать в этом направлении. Здесь следует понимать следующим образом. Пункт 13 статьи 25 был обращен ко всем лицам, управляющим ТС с иностранными ВУ, в рамках любой организации эксплуатирующей транспорт. Но Приказ Минтранса №287 сузил требование к таким лицам в рамках этой отсрочки. Это значит, что отсрочка теперь действует для водителей с иностранными ВУ, которые работают в организациях-НЕПЕРЕВОЗЧИКАХ.

      Другими словами, на сегодняшний день. Если водитель с Узбекистана со своим национальным ВУ решил поработать в России, то поработать в Транспортных компаниях (перевозчиках) он не сможет (не дает Приказ №287). Но он может до 01 июня 2017 года поработать в любой другой организации, которая перевозочной деятельностью не занимается, а эксплуатирует транспорт для собственных нужд.

  2. Иван Николаевич

    Доброго времени суток, Константин!
    Позвольте с Вами не согласиться по вашей трактовке вопроса о назначении директора школы самого себя отв. за обесп. БДД по следующим причинам:
    1. Директор школы является работником районного управления образования, а следовательно приказ о его назначении отв. за обесп. БДД и должностная инструкция должны быть подписаны начальником управления образования.
    2. По вопросу организации перевозки школьников есть на мой взгляд отличный документ (один из немногих) подготовленных совместно Минобром, Минтрансом и ГИБДД, в котором все вопросы прописаны. Но работники образования «делают вид», что не знают о нем. Это: Письмо Минобрнауки № 08-988 от 29.07.2014 О направлении методических рекомендаций (Об организации перевозок школьников). Буду рад, если моя информация Вам поможет.
    С уважением, Иван Николаевич.

    1. Константин Зворыгин

      Добрый день. Спасибо, что ознакомились с моим Мастер-классом.
      Документ на который вы ссылаетесь очень хорош. Было бы вообще отлично, если бы его во всех школах, осуществляющих перевозочную деятельность, применяли на 100%. Его правда надо доработать (об этом ниже).

      И очень жаль, что данный документ имеет статус рекомендательного характера.

      Наверно именно поэтому он остается «в тени». Если процитировать вот это:
      «…Лица, организующие перевозки обучающихся, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность…», то становится все на свои места. Так как этот документ рекомендательный, то за его неисполнение ответственности не будет. Он не сможет лечь в основу состава ни административного, ни уголовного состава правонарушения.

      Получается, что директор все равно будет выстраивать свою работу в рамках обязательных нормативных актов. То есть Трудовой Кодекс + нормативная база в области обеспечения БДД.

      Долго думал как назвать эту хорошую инициативу Минобрнауки России, Минтранса России и МВД России. И нашел хорошее определение — государственный консалтинг. Этот документ — результат государственной консультации (рекомендации) как правильно в общем понимании организовать работу по перевозке детей.

      И его, кстати, надо переработать. Так как это письмо от 2014 года, то в нем нет рекомендаций о соответствии Квалификационным требованиям Приказа Минтрнаса №287. Также есть в нем «ляпы», то есть фабулы (абзацы-предложения), которые не соответствуют действующему законодательству.

      Еще раз спасибо.

  3. Сергей

    Для Ирины.

    17.05.21017 г Гос.Думой был принят законопроект в первом чтении в часть» 21 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 19, ст. 2319; № 44, ст. 5624; 2014, № 19, ст. 2337; 2015, № 21, ст. 2982) изменение, заменив слова «с 1 июня 2017 года» словами «с 1 июня 2018 года». И теперь запрета до 1 июня 2018 года пока не будет на управление транспортным средством без российских прав, водителями -иностранцами . В нашей компании таких сотрудников тоже много. Я по этому поводу написал запрос на сайт ГИБДД в электронном виде, но прошло уже 2 месяца , а ответа от них нет . Я в письме указал на приказ № 287 , что согласно него водители с иностранными вод.удостоверениями в компаниях ПЕРЕВОЗЧИКАХ не могут уже работать, но ответа так и нет .Теперь ни знаю что делать …Написать жалобу в прокуратуру, что не получил официального ответа от ГИБДД.

    1. Константин Зворыгин

      Пока такого документа не видел. Но это ничего не меняет. «Отсрочка» дана НЕперевозчикам. То есть водители с иностранными ВУ могут заниматься трудовой деятельностью (управлять служебным автомобилем) только в организациях эксплуатирующих авто для служебной необходимости (до 01.07.2017 года или как вы говорите до 01.07.2018 г.). Но для «перевозчиков» отсрочки нет: нормативными актами вопрос для иностранных ВУ закрыт, то есть для «перевозчиков» есть запрет на использование труда водителей с иностранными удостоверениями (без всякий условий и отсрочек)

  4. Сергей

    Константин, добрый день.
    Вот я тоже самое и разъясняю своим работникам из отдела кадров и юристам . А они мне говорят ,что ФЗ статусом выше ,чем приказ .. И еще работники ГИБДД почему, то согласно приказа № 287 не наказывают ни кого за эти дела , хотя и знают что работают водители с иностранными в/у . Может просто не хотят ( или договариваются ) , хотя штраф вы знаете за невыполнение квалификационных требований , большой — Ст. 12.31 1 КоАП — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей. Вот так и живем Константин .

    1. Константин Зворыгин

      Я бы согласился с вашими юристами если бы требования были обращены к одному и тому же субъекту, тогда бы да — нам пришлось бы выбирать с учетом «веса» нормативного акта. Но у нас субъекты разные. Одни требования обращены к «эксплуатантам», а другие к «перевозчикам». Государственные органы вообще загадочные по свое природе — там где надо не наказывают, а там где не надо выставляют максимальные штрафы. Это российская действительность.

  5. Ирина

    Здравствуйте, Константин. Работаю в школе заместителем директора по обеспечению безопасности, но в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Директор ждёт, когда я выйду на работу, чтобы назначить меня ответственным за БДД. Правомерно ли это?

    1. Константин Зворыгин

      Вы работаете в рамках трудового договора который заключили при поступлении на работу. К этому договору «подкрепляется» должностная инструкция. Там обозначен весь функионал, который вы обязаны выполнять. Если у работодателя появляется необходимость в выполнениии других функции, он может либо окрыть новую штатную должность (с новой должностной инструкцией), либо закрепить уже на существующего работника (изменив условия трудового договора и внося новые обязанности в инструкцию). Поручение новых обязанностей, не входящих в существующую должностную инструкцию, делается только с разрешения работника на возмездной или безвозмездной основе.

  6. Наталья

    Добрый день! Константин огромное спасибо Вам за доступное разъяснение вопросов по БДД. Но у меня такой вопрос: школа не заключает договоров с учредителем — администрацией , они только составляют годовой финансовый план или смету расходов, где предусмотрены расходы на содержание транспорта — договора фрахтования как такового нет. Организация перевозок школьников определена постановлением Администрации. Как в этом случае доказать, что школа — перевозчик.

    1. Константин Зворыгин

      Если Администрация постановила организовать перевозку школьников, то ее нужно организовать в соответствии с действующим законодательством.
      Очень подробно написано в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2014 г. N 08-988
      Методические рекомендации называются «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации». Там как раз написано все как для «перевозчиков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.