Нужен ли Директору Путевой Лист, если его авто…

Константин ЗворыгинКЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ92 Комментарии

рубрика КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
Я исключаю спорные моменты в вашей работе. Теперь вы точно будете знать, как правильно организовать работу в каждом конкретном случае. Еще лучше, просто посмотрите видео ниже и Вы сразу все поймете:

- директор ООО «Транспортный консалтинг» Константин Зворыгин


Приветствую Вас, с вами Константин Зворыгин, директор и основатель компании ООО «Транспортный консалтинг». Поступил актуальный вопрос, который я хотел бы отнести в рубрику «Ключевые моменты». Иногда мне звонят и задают вопрос, который очень сильно волнует собеседника (специалиста). В меру своих возможностей (ограниченных временем), я отвечаю на них. Процитировать вопрос дословно не смогу, но смысл был такой:

В организации руководство управляет собственными автомобилями, которые передали в аренду собственной организации. Вопрос, надо ли вести путевые листы если они ездят по личным делам, а если надо, то можно ли выписать путевой лист на месяц.

Давайте разберемся в этом ключевом моменте.

Нужен ли Путевой Лист директору или начальнику, если он ездит по своим личным делам и заправляет автомобиль сам.

Есть несколько моментов, которые никак нельзя игнорировать:

служебная цель. В качестве примера можно взять любую организацию: коммерческую, некоммерческую, бюджетную и т.д. Любой объект (движимый, недвижимый) который находится у организации на праве собственности или аренды, рассматривается как объект, который необходим для работы, то есть для служебных дел (целей).

Другого понимания, как например служебный автомобиль для личных целей, не предусмотрено. Это просто исключено. Поэтому любое транспортное средство приобретенное или взятое в аренду, будет рассматриваться налоговым органом (любым другим надзорным органом) как объект с помощью которого извлекают прибыль или оно необходимо для работы организации в целом (для служебных дел).

Если авто взят в аренду и сотрудник ездит на нем только по своим делам, то у надзорного органа может возникнуть простой вопрос: а зачем тогда автомобиль взят в аренду, если его эксплуатация происходит не для служебных целей?

У налогового органа сразу возникнет любимое подозрение: наверно уходят от налогов. В других надзорных органах может возникнуть вопрос: не рациональное использование бюджетных средств.

Поэтому любое служебное транспортное средство должно эксплуатироваться для нужд организации (если конечно его не купили с целью перепродажи).

А каким образом можно подтвердить, что автомобиль эксплуатируется для нужд организации? Правильно – Путевой лист. Потому что только в нем вы можете указать маршрут (наименование города, улицы, дома) куда ваш специалист (в нашем случае директор) ездил по служебным делам.

Ну а если авто эксплуатируется по служебным делам, то у автомобиля есть расходы (например, топливо), которые являются неотъемлемой частью эксплуатации автомобиля.

А значит, если служебный автомобиль эксплуатируется для нужд организации, то и расходы должна нести организация, а не сотрудник (директор), который им управляет;

Срок путевого листа. Законом не запрещено выписывать путевой лист на несколько дней, а точнее не более 30 дней. Но здесь ответ очень простой.

В путевом листе автомобиля, которым владеет организация и эксплуатирует его, должны стоять записи четырех мероприятий.

Первое мероприятие — это движение топлива. Километраж, литраж, списание.

Остальные три мероприятия это мероприятия, связанные с обеспечением Безопасности Дорожного Движения. Другими словами, если ваша организация эксплуатирует автомобиль, то включается момент обязательности ведения деятельности по обеспечению БДД.

И эти три мероприятия обязательны для внесения в путевой лист, причем при каждом выпуске служебного автомобиля на линию (в командировку).

Второе мероприятие — это подписи ответственного лица за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля. То есть отметка об отсутствии технических неисправностей при выпуске на линию.

Согласно Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» «…п. 2.3.1.7. Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные АТС, что подтверждается подписями в путевом листе работника, ответственного за выпуск АТС на линию, и водителя…».

Третье и Четвертое мероприятие вы можете подробно изучить в специальном видео-семинаре «Путевой лист и командировка». Это девятая часть Полного Курса «Как обеспечить БДД без специальных знаний».

В итоге, если вы выдадите путевой лист на 30 дней, то где в путевом листе ежедневно вы будете ставить отметки трех мероприятий, связанных с обеспечением БДД?

В этом случае ваш Путевой Лист превратиться в решето. Поэтому не нужно фокусироваться на том, как упростить себе работу. Надо сфокусироваться на том как выполнить ее на 100%.


Теперь вернемся к вопросу о директоре с путевым листом. Если вы скажете, что водителем является директор и это вас как то смущает, то я вам скажу, что нет такого закона где было бы написано, что если директор выполняет работу по профессии водителя, то есть работу по управлению служебным автомобилем, то он может не выполнять требований законодательства (даже если он арендован у него же).

Не все руководители понимают, что как только автомобиль появляется в зоне действия организации, то тем самым автомобиль попадает в правовое поле, а точнее сказать в поле зрения надзорных органов. И уже не важно, что этим автомобилем управляет директор, и не важно что это его собственный автомобиль, который он же отдал в аренду собственной организации.

Что делать руководителю (директору, генеральному директору, начальнику)? Понятно что директор хочет решить некоторые личные вопросы с помощью организации, но здесь надо просто определиться либо/либо

ВЫВОД:

1. Либо, если руководитель ездит по своим делам и сам заправляется, то не надо отдавать его в аренду. Пусть ездит на здоровье без передачи в аренду.

2. Либо, если руководитель решил отдать в аренду свой автомобиль и сам на нем ездить, то необходимо организовать все мероприятия, (движение топлива, расходы на эксплуатацию, обеспечение БДД). Потому что с договором аренды приходят и требования законодательства по обеспечению БДД.

Константин ЗворыгинНужен ли Директору Путевой Лист, если его авто…
Если вам понрвилась статья, расскажите о ней друзьям:

92 Comments on “Нужен ли Директору Путевой Лист, если его авто…”

  1. Денис

    Вопрос:
    Если директор или др. работник использует личный автомобиль в служебных целях, (в должностной инструкции или/и трудовом договоре предусмотрен разъездной характер работы), имеется локальный нормативный акт — например положение о компенсации за использование личного имущества в соответствии со ст. 188 ТК РФ. Т.е. в таком случае договор аренды не заключается, но присутствуют ограничения по компенсации.

    обязателен ли в таких случаях путевой лист или возможен др. вариант учета ГСМ?? Думаю , если организацией выдается путевой лист, то должны заполнятся все обязательные реквизиты, предусмотренные Законом.

    с требованиями по обеспечению БДД с договором аренды т\с все понятно.
    А в случае дополнительного соглашения к трудовому договору об использовании личного т\с (на праве собственности) для служебных целей и компенсации, наступает ли у работодателя обязанность по обеспечению БДД??

  2. Денис

    к комментарию выше:
    Работодатель, разрешая использовать работником личное т/с в служебных целях , не нарушает ли требования 57 ст. ТК РФ?, так как работник выполняет дополнительную работу по профессии водитель, являющейся работой с вредными и/или опасными условиями труда для которой установлены ограничения. Согласно ТК выполнение таких работ пор определенным профессиям ,должностям должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или гос. стандартах. Здесь напрашивается на оформление доп. соглашения по совмещению профессий.
    Что-то я запутался…

  3. tezekse

    Мы нетранспортная организация, но имеем несколько автомобилей. Одним из них пользуется генеральный директор. При этом он сам его и водит. В форме путевого листа, утвержденной Госкомстатом, есть пункт о заработной плате водителя. Как его заполнить?

    1. Константин Зворыгин

      Все что касается заработной платы, вам необходимо обсудить с бухгалтерией вашей организации. Если они посчитают нужным отражать, то скажут как и когда это делать.

  4. find-way.net

    Здравствуйте я имею личный автомобиль хонда степвагон и занимаюсь подработкой вожу коммерческие грузы но не оформлен как ИП нужен мне путевой лист если остановят что мне грозит?

  5. Валентина

    Доброго времени!помогите разобраться-генеральный директор использует арендованный автомобиль.Использует его по своим рабочим делам и наработкам.если это перемещение по городу и по региону с возвращением обратно в тот же день,то каждый город и цель прописывать в маршрутном листе?
    заранее благодарю

    1. Константин Зворыгин

      Да, в моей практике была беседа с налоговым инспектором (нас проверяли). Мне четко дали понять (ссылаясь на Налоговый Кодекс), что в путевом листе должен быть указань конкретный маршрут: если в пределах города, то улица и номер дома (все куда была поездка с указанием километража), а если в другом городе, то ещё и с указанием города.

  6. Елена

    Здравствуйте! Организация имеет в собственности автомобиль. На нем ездит коммерческий директор по служебным и личным делам. Заправляется за счет организации. Эти суммы относятся на не вычитаемые расходы. А так же эту сумму ему ставят в доход работника и облагают НДФЛ. Должен ли он составлять путевой лист, расписывая в нем маршруты и адреса? Должен предоставлять в бухгалтерию? заранее спасибо!!!

    1. Константин Зворыгин

      Путевой лист он должен составлять не только потому что через него идет обоснованное списание топлива, а еще и потому что в нем должны быть ежедневные отметки о предрейсовом осмотре, ежедневные отметки о технически исправном автомобиле. Это моменты касаются обеспечения БДД.
      Что касается отслеживания маршрутов и адресов, то я точно знаю, что налоговые органы обязывают прописывать в путвой документации конкретные адреса: город, улицу и дом. Это, как они обосновывают, необходимо для того чтобы доказать (показать, обосновать — назовите как угодно) эксплуатацию автомобиля и затраты на него на конкретную служебную деятельность. Потому что авто приобретался для служебной деятельности (с коммерческой целью или для обеспечения коммерческих целей). И поэтому поездки должны быть обоснованы целью передвижения (то есть конкретный адрес, например служебная встреча)

  7. Руслан

    Добрый день.Подскажите мы оформили на предприятие 3 автомобиля включая машину директора на которой он лично ездит.Мы заправляем все автомобили наличкой.Можно ли избежать путевых листов и придумать что то другое,чтобы машины можно было выпускать с базы на поездки?

    1. Константин Зворыгин

      Как только организация начинает эксплуатировать транспортные средства, которыми владеет на праве собственности или аренды (даже если взяли в аренду у собственных сотрудников), то сразу включается механизм обязанностей обеспечивать БДД. Если говорить о путевых листах, то в них должны стоять предрейсовые отметки (а если авто выходит в рейс каждый день, то отметки ежедневные) о медосмотрах и исправности авто.

      Избежать этого можно только одним способом: исключить эксплуатацию автомобилей вашей организацией (то есть либо продать, либо передать кому-нибудь в аренду)

  8. Руслан

    Вопрос.Если машины находятся в аренде у предприятия,может ли на этой машине ездить человек по доверенности от предприятия без путевого листа.

    1. Константин Зворыгин

      Чтобы вы правильно понимали смысл, речь идет не о праве на управление, а о проведении мероприятий по обеспечению БДД и их отметках в документах. Поэтому, ездить то по доверенности может, но не выполняются меропряития с обязательным проставлением отметок в путевом листе (за это предусмотрена другая административная ответственность)

  9. Руслан

    Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.
    Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.
    Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

    И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

    Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянке, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

    Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

    Что вы можете сказать на это?

    1. Константин Зворыгин

      Все очень просто, повторюсь. Должно быть правильное понимание (у вас все смешалось). Что нужно возить с собой и что нужно предъявлять сотруднику ГИБДД — это одна тема, а какие мероприятия надо проводить по обеспечению БДД и где надо отмечать — это другая тема. Требования разные. Это два разных вопроса: должен ли быть путевой лист и нужно ли его предъявлять? На каждый вопрос свой ответ с привязкой к своей нормативной базе.

      Если вы меня спросите — должен ли быть путевой лист? — я отвечу однозначно — ДОЛЖЕН. Потому что в законодательстве четко написано, что должен проводится предрейсовый медосмотр водителей с отметкой в путевом листе. Также должна быть предрейсовая отметка в путевом листе ответственного за выпуск авто об исправности. И в путевом листе прослеживается ежедневное соблюдение режима труда и отдыха (время выезда и заезда). Все это требование надзорных органов в рамках законодательства по обеспечению БДД (это другая нормативная база). И проверяется это не сотрудником ГИБДД на дороге (этого нет в ПДД), а государственными инспекторами при плановых и внеплановых проверках организации в ваших кабинетах.

      Если вы меня спросите — должен ли путевой лист быть у водителя при себе? — я отвечу — ДОЛЖЕН, если организация занимается перевозками, и МОЖЕТ, если не занимается перевозками.

      Но в любом случае путевой лист с отметками предрейсовыми и временем выезда и заезда должен быть, если и не при себе, то как минимум на работе (в отделе) у ответственного за выдачу и учет путевой документации.

  10. Марина

    Добрый день! Не могу до конца разобраться в сложившейся в нашей организации ситуации. Приобрели авто на компанию и отдали менеджеру для использования в служебных целях, о чем прописали в его труд.договоре. Возникают след.вопросы:
    1. Если он не водитель, а менеджер, надо ли ему проходить пред/после рейсовые мед.осмотры?
    Заранее спасибо!

    1. Константин Зворыгин

      Я приведу вам пример и вы сразу все поймете.

      Давайте представим, что мы на предприятии и менеджеру по продажам металлических заготовок отдали (а точнее закрепили) токарный станок. На нем он время от времени вытачивает детали, чтобы демонстрировать их своим потенцильным заказчикам. Вопрос, когда менеджер стоит и работает за токарным станком, он работает как менеджер или как токарь?

      Ответ очевиден, менеджер (по должности) за токарным станком выполняет работу по профессии «токарь». Поэтому все требования к исполнителю токарных работ должны выполняться: (наличие квалификации, стажировка, инструктажи, обязательные медосмотры и так далее.)

      Теперь возращаемся к нашему случаю.
      Управление транспортным средством это работа. Работа по профессии «водитель». Именно от этого надо отталкиваться, а не от того как называется его должность. Поэтому неважно как называется должность, если он начинает выполнять работу по управлению транспортным средством (работу по профессии водитель), то все требования к исполнителю этих работ должны выполняться (наличие квалификации, стажировка, инструктажи, обязательные медосмотры и так далее) и обеспечение БДД в целом (ответственные лица и контроль за выполнением всех меропряитий).

  11. Диана

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, мы ООО. Транспортным средством управляет директор организации, но ТС является собственностью организации, нужен ли ему путевой лист, если остановит ГАИ? и в случае, если не нужен, какой документ, подтвердит о том, что он является директором организации, где числится ТС? И может ли директор перевозить пассажиров на этом ТС. Для бухгалтерии он нужен, чтобы подтверждать расходы на бензин, ремонт и т.д.

    1. Константин Зворыгин

      Если вашего директора остановит ГИБДД, то путевой лист предъявлять не обязательно. При себе для ГИБДД нужно иметь те документы которые предусмотрены Правилами Дорожного Движения пункт 2.1.1
      Путевой лист нужен для того чтобы ставить в нем отметки доктора (после проведения ежедневного предрейсового медосмотра), а также для того чтобы ставить подпись ответственного лица за техническое состояние (после проведения ежедневного технического осмотра). Перевозить на служебном автомобиле сотрудников собственной организации может.

  12. Сергей

    Сергей здравствуйте а подскажите пж где пишут что если командировка у водителя необходимо проставлять отметок медика и механика столько на сколько дней он убыл в командировку и как это осуществить если он в другом городе

    1. Константин Зворыгин

      Медосмотр считается предРЕЙСовым и осмотр автомобиля тоже называется предРЕЙСовым. Речь идет не о днях, а о рейсе. Командировка это один рейс (туда и обратно). Поэтому выдается один путевой лист на весь рейс. И осмотр делается один раз перед рейсом (предрейсовый медицинский и техническиий).

  13. Анна

    Добрый День ! У нас директор женщина ее возят на служебном автомобиле ,в путевых листах водитель пишет километраж от дома до работы и обратно ,на сколько это правомерно и какими документами это можно подкрепить (приказ, акт).

    1. Константин Зворыгин

      Уточняющий вопрос. «От дома до работы». Вы чей дом имеете в виду (водителя или директора)?

    1. Константин Зворыгин

      Если водитель забирает от дома директора, то водитель уже выполняет порученную ему работу. Водитель уже на рабочем месте (служебный авто это его рабочее место) и выполняет свои прямые обязанности согласно должностной инструкции. Это значит, что уже ведется учет режима рабочего времени. Это значит, что водитель уже должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, а транспортное средство должно быть осмотрено на предмет отсутвия неисправностей и соответственно должны быть сделаны соответствующие отметки в путевом листе.

  14. Анна

    Если я вас правильно поняла у водителя в должностной инструкции должно быть прописано ,что утром он забирает директора из дома и отвозит в офис ,а вечером из офиса до дома затем стоянка и в путевых листах заполняет улицу, дом директора, офиса.

    1. Константин Зворыгин

      В должностной инструкции любого водителя написано главное: управлять служебным транспортным средством. Управляет водитель им всегда по поручению должностного лица (кто уполномочен давать служебные задания: механик, диспетчер, директор, зам директора и так далее). В любом случае водитель забирает директора не по собственной инициативе, верно? А выполняя свои прямые обязанности по поручению директора или другого должностного лица. Как итог: в должностной инструкции не пишется, что он утром должен забрать директора, а вечером его вернуть. В должностной инструкции прописана трудовая функция и должностные обязанности: управление транспортрным средством и выполнение заявок.

  15. Анна

    забирать директора это служебные задания данное водителю. Водитель каждый день ездит в одни и те же места. Инспекторов насторожит маршрут поездки, если он повторяется изо дня в день. Особенно если на автомобиле ездит руководитель. Налоговики проверят, что находится по адресам, которые записаны в документах, Поездка от дома до офиса(директора) и обратно, и Ревизоры могут решать, что сотрудник (директор) ездит в личных целях, и могут снять расходы(от дома до офиса и обратно)?

    1. Константин Зворыгин

      Перемещение работника с места работы домой и обратно уже считается выполнением трудовых функций. Это подтверждает практика несчатных случаев. Если например, работник добирается на работу или с работы в автобусе и ему прищемило ногу дверью, то это уже считается несчастным случаем и происходит служебное расследование с оплатой по полной всех компенсаций и больничных.

  16. ссссс

    Доброго времени суток подскажите пж. если место паркинга на расстоянии 10 км у двух легковых авто от места работы механика и базы где они должны проходить мед осмотр и инструктаж и предоставлять т/с механику законно ли доехать с утра до базы для выполнения мероприятий перед выходом на линиб

    1. Константин Зворыгин

      Медосмотр и инструктаж необходимо делать перед выездом. Это требование закона. Исполнить в вашем случае можно только двумя способами. Либо на месте паркинга доктор проверяет здоровье и ответственный за тех состояние ставить подпись в путевом листе за выпуск исправного авто. Либо ставить и хранить авто на месте работы и делать эти меропряития на месте работы. Других вариантов исполнить эти требования нет. Если оставить все как есть, то вам нужно знать и оцеиваать риски того, что если случится ДТП на этих 10 км, то ответственность будет лежать на ответственных лицах, а если таких нет, то на руководителе.

  17. Анна

    У водителя забирать директора от дома до офиса(директора) и обратно это служебные задания данное водителю. Меня интересует затраты на ГСМ можно учесть в расходах предприятия, это можно связать со служебной необходимостью или поездку на автомобиле от дома до офиса директора и обратно нельзя считать служебной. Такие поездки ФНС будет относить к личным поездкам директора? и, в целях налогообложения учесть затраты на бензин, израсходованный на дорогу от дома директора до офиса, компания не имеет права. Такие затраты не являются экономически обоснованными

    1. Константин Зворыгин

      Директор едет не в магазин, а на службу. Значит это служебная поездка.

  18. Анна

    Добрый день ! может ли работодатель выделить служебную машину и водителя ,чтобы возить главного бухгалтера с работы домой, и из дома на работу, затраты на ГСМ можно учесть в расходах предприятия, это можно связать со служебной необходимостью или поездку на автомобиле от дома до офиса гл. бухгалтера и обратно нельзя считать служебной. Такие поездки ФНС будет относить к личным поездкам гл. бухгалтера? и, в целях налогообложения учесть затраты на бензин, израсходованный на дорогу от дома гл. бухгалтера до офиса, компания не имеет права. Такие затраты не являются экономически обоснованными

    1. Константин Зворыгин

      Поездка на службу это уже службная поездка. Как пример есть практика. Работник едет на работу на обычном автобусе, на остановке не удачно сошел и сломал ногу. Это считается несчастным случаем, проводится служебное расследование с выплатой всех компенсации и оплатой больничного листа. А все потому что работник, который добирается на работу и с работы домой, все еще выполняет служебные обязанности.

      1. Денис

        Поездка на службу (на работу) на место постоянной работы -это не служебная поездка )).
        Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
        Ваш пример с работником неудачный, неизвестны все обстоятельства.
        Работник, получивший травму по пути следования на место постоянной работы (обусловленным трудовым договором) на общественном/личном транспорте да хоть пешком несчастным случаем на производстве не признается и тем более не подлежит расследованию. Никакой компенсации НЕТ, оплачивается только больничный лист (в больничном листе код 02 (травма). Ранее лет 10 назад такие случаи подлежали расследованию, и имели название «несчастный случай по пути на работу/с работы» и в старых формах больничных листов соответствующая графа была.
        Из ТКРФ: ст. 227 «Расследованию в установленном «порядке» как несчастные случаи подлежат события… если они произошли:
        при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
        при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
        при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);»

        1. Константин Зворыгин

          В вашем комментарии ответ и есть:
          «…Из ТКРФ: ст. 227 «Расследованию в установленном «порядке» как несчастные случаи подлежат события… если они произошли:
          при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;…»

          Речь то как раз об этом и шла. Служебный автомобиль забирает сотрудника из дома и везет на работу (по распоряжению работодателя). Все поездки по распоряжению работодателя это и есть служебные поездки, а не личные. Водитель взял служебный автомобиль и поехал забрать главного бухгалтера не потому что он ее любит, а потому что это распоряжение работодателя. То есть эта поездка служебная, а не личная.

  19. Константин

    Здравствуйте. Работаю водителем уже 20 лет. Все это время я на обеденный перерыв ездил на служебном автомобиле. Но теперь руководство издало приказ о запрете использования автомобиля в личных целях и в устной форме запретило ездить на обед на служебном автомобиле, мотивируя такие поездки как «личные». Причем в других организациях это не запрещено и водители все ездят на обеды на рабочем авто. Работая водителем, при наступлении обеденного перерыва, я часто нахожусь далеко от организации и получается, что тратится половина обеденного перерыва, чтобы добраться до конторы, прогреть свой автомобиль, а потом выйти пораньше из дома, чтобы опять же вернуться и прогреть его.

    Скажите считается ли поездка водителя на обед на служебном авто -личной. Может ли директор запретить? Или это полный бред? Какими основаниями аргументировать, чтобы доказать, что он не прав?

    1. Константин Зворыгин

      То что вы 20 лет ездили на служебном авто на обед, и так делают в других организациях, не значит, что так должно быть. Любая поездка на служебном автомобиле происходит не по личному желанию и не по личной необходимости и не потому что так делают в других организациях, а по служебному заданию непосредственного руководителя. Словосочетание «служебное задание» это уже ответ на ваш вопрос. Поездку на обед (накормить себя самого) очень тудно назвать «служебным заданием». Если руководитель даст вам такое задание «съездить на обед на служебном авто», то можно съездить, а если не скажет — то ваша поездка будет считаться самовольной, вам же никто не давал такого задания, верно? Поэтому ваш руководитель полностью прав. Это нужно просто принять и пересмотреть вопрос вашего обеда.

      Вопрос как обедать и где обедать в этом случае решается самостоятельно.

  20. ssssss

    Добрый вечер подскажите пж с какой периодичностью надо проходить периодич. мед. осмотр или же на сколько выдается водительская мед справка и каком документе , приказе раскрывается эта суть

    1. Константин Зворыгин

      Периодический медицинский осмотр проводится в обязательном порядке раз в два года. Причем проходят его все кто выполняет работу по управлению транспортным средством. Если работнику до 21 года то проходит он его раз в год.

      Это все написано в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
      «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

  21. Дамир

    Добрый день! Наша организация арендует автомобили для ряда руководителей, в том числе и для генерального директора. Я назначен ответственным за БДД.
    1. Могу ли я выписать каждому из них путевой лист сразу на месяц, и медосмотр провести только в первый день?
    2. Как быть, если у кого-нибудь из них произойдёт ДТП в нерабочее время (например, ночью), учитывая, что автомобиль находится у них 24 часа в сутки?
    3. Как можно закрепить за ними автомобиль, когда они находятся в отпуске?

    1. Константин Зворыгин

      В нормативном законодательстве четко написано, что отметка доктора ставится в путевой лист каждый раз перед рейсом, точно так же ставится отметка ответственного за исправное состояние авто перед рейсом.

      Представьте, что вы выдали путевой лист на месяц. Где все 20 рабочих дней будут штамповать доктор и выпускающий на линию? Ответ очевиден, необходим ежедневный путевой лист. Тем более что по закону вы должны обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителя. А это прослеживается только в ежедневном путевом листе: время выезда и время заезда.

      В итоге, взяв авто в аренду вы взяли по закону все обязательтсва по выполнению обеспечения БДД в организации: инструктажи, медосмотры, стажировки, учет и сверка ДТП и многое другое, поэтому отдайте руководителям авто в суб аренду в личное пользование на 24 часа в день и на 365 дней в году и все вопросы будут сняты.

  22. SSSSSSSs

    Добрый день подскажите пж если автомобили остановит сотрудник ДПС имеет ли он право потребовать от водителя предоставить путевой лист

    1. Константин Зворыгин

      Все очень просто. Ответ находится в Правилах Дорожного Движения, цитирую пункт 2.1.1:
      «…Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
      в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист…»

  23. SSSSSSSs

    Константин а если мы не выполняем регулярные перевозки пассажиров и грузов занимаемся собственными нуждами но в свидетельстве о регистрации т/с машины зарегистрированы на организацию сотрудник имеет право потребовать путевой лист?

    1. Константин Зворыгин

      Этот хороший вопрос. Потребовать путевой лист сотрудник может в установленных случаях. Какие это случаи? В российской дествительности у сотрудника ГИБДД они могут свои, а у вас ваши. Но в любом случае должно быть веское основание для требования путевого листа: если сотрудник ГИБДД убежден, что вы занимаетесь перевозочной деятельностью — либо перевозка грузов (наличие груза и ТТН), либо перевозка пассажиров (регулярная, по заказам, такси).

  24. Валерий

    Константин подскажите пж если я специалист в организации по БДД и мне директор организации отписал штрафы водителей в работу , что мне делать мои действия и кто их должен оплачивать.

    1. Константин Зворыгин

      Ответ очень простой. В постановлении должно быть написано на кого наложено администратинвое взыскание: на юридическое лицо, на должностное лицо или на физическое лицо. Оплачивает штрафы тот на кого они выписаны. По поводу того что делать: ведите учет нарушений ПДД, анализируйте. Нарушение ПДД может стать основанием для дальнейших действий, начниая от беседы или внепланового инструткажа до дисциплинароного взыскания или денежной демотивации.

  25. Валерий

    подскажите объяснительную в письменном виде от водителей надо? внеплановый инструктаж со всеми водителями проводить?

    1. Константин Зворыгин

      Объяснительная всегда в письменном виде. Внеплановый инструктаж проводится со всеми водителями.

  26. Евгений

    Константин подскажите если служебный авто находится на ремонте в сервисе ремонт ДВС (Ожидание запчастей ремонт) в общем срок 2 недели чем заниматься водителю если его рабочее место авто и выписывать ли мне путевые листы и как быть с инструктажами ?

    1. Константин Зворыгин

      Чем заниматься водителю в это время решать непосредственному руководителю. Либо водитель занимается другими работами, либо приходит на ТО и контролирует выполнение работ, либо идет в отпуск, либо еще что-то. Путевой лист можно так же выписывать, отмечать в нем что на ТО. Если появилась необходимость в проведении инструктажей, то проводится как обычно.

  27. Евгений

    В таком случае пред-рейсовый медосмотр проходить надо ? и где ставится в путевом отметка ТОи Р

    1. Константин Зворыгин

      Если в этот день планируется выезд на этом или другом авто, то надо. Отметки в путевом листе ставятся в тех местах как и обычно.

  28. Влад

    Подскажите какими руководящими документами пользоваться при списании АКБ и ШИНЫ и их ресурсы

    1. Константин Зворыгин

      Обязательных нормативных документов устанавливающих предел для списания нет. АКБ списывается тогда когда закончился ее ресурс (естественный износ или поломка). Шины подлежат списанию тогда, когда они не вписываются в требования ПДД (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, 5. Колеса и шины).

  29. Сергей

    Добрый день Константин, подскажите пожалуйста и видимо есть такие вопросы у многих. Предприятие (Юридическое Лицо) приобрело в лизинг транспортное средство (далее ТС), срок лизинга еще не истек, руководитель предприятия хочет передать в эксплуатацию данное ТС физическому лицу (супруге), затраты на ГСМ и техническое обслуживание проводит предприятие (Юридическое Лицо). Какие юридические правильные документы оформить на право управления физическим лицом данным ТС?

    1. Константин Зворыгин

      Здесь есть только два варианта. Третьего не дано.
      1. Либо транспорт эксплуатируется для нужд юридического лица (то есть управляет штатный сотрудник, который передвигается по служебным делам).
      2. Либо служебный авто передается физическому лицу в аренду по договору по акту приема-передачи и физическое лицо самостоятельно несет все затраты и катается по личным делам.

      В вашем случае у налоговой могут возникнуть вопросы, а у вас проблемы. Все имущество приобретается и эксплуатируется для извлечения прибыли, а не для трат на физическое лицо.

  30. Елена

    Константин, добрый день.
    Ранее Вы писали о субаренде. Можно поподробнее: если предприятие арендует автомобиль и сдает в субаренду директору, можно ли не оформлять ПЛ и не проходить медосмотры? И нужна ли директору медсправка о допуске к управлению транспортным средством? За техническое состояние и ГСМ готов нести ответственность арендодатель. И как отнесется налоговая инспекция к отнесению затрат на предприятие по такому договору аренды, по которому транспорт пересдан в субаренду? Заранее спасибо.

    1. Константин Зворыгин

      Требования по обеспечению безопасности дорожного движения относится только к юридическому лицу (ЮЛ) и ИП, эксплуатирующие транспорт, которыми они владеют на праве собственности или аренды.

      Если ЮЛ или ИП передают авто в субаренду (договор и акт примема-передачи), то это значит, что теперь ЮЛ или ИП не эксплуатирует транспорт, а значит требования уже к ним не предъявляются.

      Если ЮЛ или ИП передают авто другому ЮЛ или ИП, то обязанность по обеспечению БДД будет у того кому передали, то есть у того кто эксплуатирует авто по факту (по договору).

      Если авто передали от ЮЛ или ИП физическому лицу, то требования по обеспечению БДД к ЮЛ или ИП не предъявляются, потому что они отдали авто. И к физическому лицу тоже не предъявляются, потому что требования только для ЮЛ и ИП.

  31. Екатерина

    Здравствуйте. Такой вопрос: я ип на УСН доход минус расход. Списываем ГСМ за месяце я перевожу с р/с на карту деньги. Я езжу по служебным делам на своем авто. Оформлен на меня на физ. Лицо. Если меня останавливают сотрудники ГИБДД я показываю только документы на авто, а не то что ип. Могу ли я сделать за месяц маршрутный лист куда я ездила с километражем? Но без отметок мед.осмотр и тех.осмотр. ?? Разъясните как быть. Работников нет я одна. Выезжаю то ночью, то днём. И не каждый день. В маршрутном листе все указано. Достаточно для проверки в ИФНС списание ГСМ. За ранее спасибо

    1. Константин Зворыгин

      Требования по обеспечению БДД для юрлиц и ИП одинаковы (независимо от количества сотрудников и количества авто). Если юрлицо или ИП эксплуатирует авто (несет расходы по его содеражанию — ТО и ремонт, затраты на эксплуатацию — ГСМ и масла), то все мероприятия по обеспечению БДД необходимо выполнять: инструктажи, стажировки, медосмотры, отметки в путевых листах, абсолютно всё. Если вы хотите быть вне требований, то вы должны эксплуатировать авто как физлицо и нести расходы как физлицо, ни одного рубля на ГСМ, ремонт и все остальное на авто не должно проходить через ИП или юрлицо.

  32. Татьяна

    Добрый день! Подскажите у нас директор ООО арендует автомобиль сам у себя, и у него указано в трудовом договоре что ненормированный рабочий день, машину он ставит на ночь у себя возле дома и с утра едит на ней на работу, потому по делам фирмы и обратно домой.Можем ли мы в путевых листах писать место отправления и конечный пункт его дом, обосновывая это ненормированным рабочим днем ? и так же можем назначить его ответственным на БДД и за мед.осмотры .У нас маленькая фирма всего четыре человека и раздувать штат нет возможности.

    1. Константин Зворыгин

      1. Можете указывать. Но не забывайте, что согласно ФЗ-196 «О БДД» ваш руководитель, управляя служебным (арендованным) автомобилем, рассмтривается как водитель (не по штату, а по определению). Это значит, что перед рейсом (выездом) необходимо пройти доктора и проверить техсостояние авто. И поставить отмекти в путевом листе.
      2. Можете назначить, хотя по умолчанию ответственным за обеспечение БДД и техническое состояние авто является сам руководитель (если никого не назначит). Потому что руководитель представляет юридическое лицо, а все требования как раз и предъявляются к юридическому лицу.

  33. Никита

    Добрый день.имеет ли право механик управлять служебным автомобилем?(в служебных целях)и какие документы нужны для этого?

    1. Константин Зворыгин

      Если механик управляет служебным авто, то механик выполняет работу водителя (по профессии водителя). Все что нужно, это выполнение обычных требований к выполнению работы по управлению авто (наличие ву соответствующей категории), наличие соответствующих должностных обязанностей в должностной инструкции и прохождение всех обычных мероприятий как водитель (инструктажи, медосмотры, стажировка и все остальное)

  34. Марина

    У меня вопрос: юрлицо владеет автомобилем на праве собственности. Юрлицо по генеральной доверенности передало постороннему физлицу (не работнику предприятия) свой автомобиль по генеральной доверенности без права продажи. При пользовании автомобилем надо ли физлицу проходить предрейсовый медосмотр, выписывать путевые листы??? Или достаточно генеральной доверенности? Или необходимо все-таки оформить и договор аренды???

    1. Константин Зворыгин

      Здесь скорее всего, в первую очередь, будет вопрос у налоговой. Все затраты юридического лица должны быть обоснованы. Для чего тогда юрлицо имеет в собственности авто, если передает его постороннему лицу для эксплуатации просто так. Получается, что у организации нет потребности в эксплуатации данного авто и нет коммерческой выгоды. А значит нет основания его приобретать вообще. То есть необходимость в приобретении (владении) авто должна быть при наличии потребности в эксплуатации для собственных нужд (служебных), либо коммерческой выгоды (оказание услуг или передачи в аренду). В вашем случае как минимум должен быть договор аренды (получение прибыли от эксплуатации постороннего лица)

      А если будет договор аренды, и авто будет передан по акту приема-передачи, то обязанности обеспечивать БДД у вашего Юрлица не будет вообще. Потому что эксплуатировать авто будете уже не вы.

  35. Екатерина

    Добрый день!
    машина куплена в лизинг, пользуется ей генеральный директор для служебных обязанностей ( не сидит на месте). Вопрос: кто в нашем случаи должен подписывать путевой лист, если в штате нет механика и мед. работника.

    1. Константин Зворыгин

      В путевом листе ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств ставит подпись об исправности, медицинский работник о трезвости. Если нет медработника, то заключаете договор с медицинским учреждением, доктор будет приходить и каждый раз проверять и ставить подпись. Если руководитель не назначит ответственного за техсостояние, то сам им и остается. Всю полноту ответственности он несет сам.

  36. Наталья

    Здравствуйте, у меня вопрос, организация ООО, своих машин нет, руководитель ездит на своем автомобиле по которому оформлен договор аренды без экипажа, нужны ли отметки медика, ведь у нас в штате его нет

    1. Константин Зворыгин

      Открываем Федеральный закон ФЗ-196 «О БДД» и цитируем, кто такой водитель:
      «…водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.»

      Заметьте, здесь нет ни слова о штатном водителе. Любой работник, который управляет транспортным средством (которым владеет организация на праве собственности или аренды) является в рамках основного закона водителем. Это значит что руководитель управляющий служебным транспортным средством является водителем (выполняет работу водителя) и все мероприятия по обеспечению БДД должны проводиться в полном объеме (медосмотр, инструктаж, стажировка, выпуск на линию, отметки в путевых листах и т.д.)

  37. Ильяс

    Здравствуйте! У меня вопрос: организация АО владеет автомобилями для продажи (автосалон) на продажу выставлены автомобили которые находятся на балансе организации, для демонстрационных целей. Покупатели могут по желанию проехаться на автомобиле, по городу за рулем, с менеджером по продажам. Нужно ли оформлять путевой лист, если нужно, кого указывать в путевом листе. Нужно ли проходить предрейсовый технический осмотр и предрейсовый медосмотр. В штате организации отсутствуют водители. Нужно ли назначать ответственного за БДД в организации, при эксплуатации данной категории автомобилей.

    1. Константин Зворыгин

      Всё очень просто. Если юридическое лицо не просто торгует автомобилями, а ЭКСПЛУАТИРУЕТ их, то автоматом включаются все статьи в области обесепечения БДД: статья 20 и статья 23 ФЗ-196 «О БДД» и всё что вы написали надо делать.

  38. Сергей

    Здравствуйте, Константин!
    Работаю персональным водителем и утром забираю руководителя из дома. В связи с ранним выездом (5.30 утра), машина ночует на охраняемой парковке около моего дома, где механика и медика увы нет. Как в данном случае лучше поступить в плане оформления путевых листов чтобы соблюсти требования законодательства и не менять график руководителя.
    Насколько я знаю, ситуация достаточно распространенная и Ваше мнение по данному вопросу будет интересно многим.
    С уважением, Сергей.

    1. Константин Зворыгин

      Ситуация распространенная, но законодатель не делает исключений. Есть требования провести медосмотр перед рейсом и технический осмотр перед рейсом. Поставить отметки в путевой лист и только после этого можно выезжать. Готовых решений для разных подобных случаев законодатель не предусмотрел. Поэтому вся ответственность за выполнение или не выполнение этих требований ложится либо на руководителя, либо на сотрудника которого руководитель назначил ответственным за обеспечение БДД.

      Поэтому организация должна сама придумать как организовать свою работу с учетом этих требований.

  39. Вадим

    Добрый день, Константин.
    Спасибо, вроде все подробно и конкретно описали, как не нарушить законодательство. Напишите ещё, пожалуйста, об ответственности за эти нарушения, в частности за отсутствие путевого листа, за отсутствие медосмотра и техосмотра в путевом листе.

  40. Сергей

    Здравствуйте.Подскажите пожалуйста,у нашей организации сторонняя организация ООО… взяла в аренду автомобиль.передвигается на нем директор этого ООО.Кто в таком случае должен выписывать ему путевой лист, должен ли он проходить все необходимые осмотры?и вообще нужен ли ему путевой лист?заранее благодарю!

    1. Константин Зворыгин

      Тот кто эксплуатирует авто по факту тот и выписывает путевой лист и делает абсолютно все что связано с обеспечением БДД. В вашем случае это та организация которая взяла ваше авто в аренду и эксплуатирует его.

  41. Светлана

    Константин, если организация компенсирует своему работнику расходы на использование его автомобиля в интересах фирмы — необходим ли медосмотр и подпись механика? Он не работаем водителем — он прораб, в его служебных обязанностях прописан разъездной характер работы, других людей он не возит. Заранее благодарна за ответ, уверена, ситуация актуальна для многих.

    1. Константин Зворыгин

      Если ваша организация взяла его авто в аренду, то надо делать все, в том числе и медосмотр и техосмотр и путевая документация….

  42. Vitaly

    Добрый день. Прочитал статью, комментарии, но все равно не понятны нюансы. На предприятии имеется водитель, который возит генерального директора на служебном автомобиле. Иногда генеральный директор самостоятельно передвигается на этом автомобиле. Водитель при движении на служебном авто проходит все мероприятия, мед осмотр и тд, заполняется путевой лист, потому что это ему по должности положено. Но когда директор сам едет с дома на работу, ему не нужно оформлять путевой лист, так как он не работает в должности водителя. Есть соответствующая практика, устоявшая в трех инстанциях ,что директор не обязан оформлять путевой лист и проходить в таких случаях мед осмотры, потому что он не работает по должности водитель. Что думаете по этому вопросу?

    1. Константин Зворыгин

      Служебный авто является служебным автомобилем (потому что владеет им организация) и днем и ночью и каждый день без выходных. Поэтому как только начинается его эксплуатация, сразу «включаются» все требования к транспорту и тому кто им управляет.

      «Практика, устоявшая в трех инстанциях» это просто звук по сравнению с требованиями законодательства. Никакой «междусобойчик» не способен нивелировать требования законодательства.

      Если директор хочет управлять служебным авто и ничего не выполнять, то на это время организация должна передать ему в аренду (субаренду) авто, чтобы на это время владельцем стал именно он. После этого, с этим авто он что захочет то и делает.

      С другой стороны если у вас нет работников за которыми индивидуально закреплена ответственность по обеспечению БДД, то по-умолчанию ответственным является сам руководитель организации которой это авто и принадлежит. Если он сам директор, сам решил эксплуатировать, то и сам за все отвечает. То есть если что-то произойдет, то «крайним» будет всегда он как должностное лицо, как юридическое лицо. А если речь будет идти об уголовной ответственности, то он сам лично. Поэтому если рядовые сотрудники «закроют» на это глаза, то ничего страшного для них не произойдет.

  43. Юрий

    Все комменты прочитал и убедился в Вашей твёрдой позиции по медосмотру. Почему же тогда столько информации и существующих судебных прецедентов по тому поводу, что директор, эксплуатирующий авто организации (не транспортной), напр. для представительских целей, не перевозящий грузов или пассажиров не обязан проходить этот предрейсовый медосмотр?

    1. Константин Зворыгин

      А вы думаете судьи досконально разбираются в вопросах БДД? Они принимают решение на основе представленных доказательств той или иной позиции (стороны). Судебная практика очень разная по одному и тому же вопросу (50/50). Почему так? Именно потому, что на каждом заседании та или иная сторона просто более убедительна. И как правило, процесс не выигрывается тем кто «знает» законы, а проигрывается тем кто их не знает.

      И в большинстве случаев до судьи доходит позиция о водителе как о штатной единице. Но никто «не тыкает носом» в определение водителя в ФЗ-196 «О БДД». Там в определении нет ни одного слова про штат. Там четко написано, что в рамках ФЗ-196 водитель это лицо управляющее транспортным средством. Им может быть любой работник. Именно этот работник, управляющий ТС, и должен проходить предрейсовый медосмотр (статья 23 ФЗ-196). А этим работником, который управляет служебным авто, может быть кто угодно, начиная от уборщицы и заканчивая генеральным директором.

  44. Юрий

    Благодарю Вас за ответ, тогда для использования транспорта директором организации ещё и в личных целях, в том числе в выходные какой самый оптимальный и правомерный способ?

    1. Константин Зворыгин

      Самый оптимальный способ это отдать ему авто в личное пользование. То есть отдать ему в аренду как физлицу, и все расходы будет нести он сам, и делать по БДД ничего не надо, и рисков получить большие штрафы тоже не будет.

  45. Юрий

    Подскажите пожалуйста где можно ознакомиться со всеми деталями такой схемы как Вы говорите: аренда авто физлицом у юрлица (физлицо — директор юрлица)? И если авто в лизинге у юрлица возможно ли это? Может ссылку пришлёте. А то при всей той массе информации и мнений, которые есть сложно выделить актуальное на текущий момент.

    1. Константин Зворыгин

      Конкретного алгоритма в законодательстве вы не найдете. Обычно это делает юрист. Составление договоров, с учетом всех ньюансов законодательства, это его работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.